ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О ПРИЕМЕ ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГИМНАЗИЯХ, СРЕДНИХ ШКОЛАХ

В 2025/2026 году функционируют два 10-x мультипрофильных класса по 2-й модели профильного обучения
В рамках двух классов объединены учащиеся, изучающие на повышенном уровне разные учебные предметы:
10 «А» КЛАСС
- изучение на повышенном уровне учебных предметов «Обществоведение», «Русский язык».


10 «Б» КЛАСС
- изучение на повышенном уровне учебных предметов «Белорусский язык», «История Беларуси в контексте всемирной истории»;
- изучение на повышенном уровне учебных предметов «Английский язык», «Математика».




В 2025/2026 учебном году в 11-х классах в рамках профильного обучения (2-я модель) продолжено:
11 «А» КЛАСС
- изучение на повышенном уровне учебных предметов «История Беларуси в контексте всемирной истории», «Русский язык» (подгруппа педагогической направленности);
- изучение на повышенном уровне учебных предметов «Биология», «Химия».


11 «Б» КЛАСС
- изучение на повышенном уровне учебных предметов «Математика», «Физика» (подгруппа военно-патриотической направленности);
- изучение на повышенном уровне учебных предметов «Обществоведение», «Белорусский язык».




Педагогические классы
Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности (https://pedklassy.bspu.by/).
Для того, чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие, профессиональные педагоги, уже сегодня в стране ведётся целенаправленная работа по привлечению в педагогические учреждения высшего образования наиболее мотивированных выпускников школ и гимназий.
Цель профильной подготовки педагогической направленности – это осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.
Задачи профильной подготовки педагогической направленности:
- мотивировать учащихся на самопознание и развитие своих способностей;
- развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
- создавать условия для анализа учащимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
- способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
- развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
- создавать условия для проектирования учащимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.
В Беларуси накоплен многолетний опыт ранней ориентации детей и учащейся молодежи на выбор педагогической профессии. В 80-90-е годы ХХ века в республике существовала система педагогических классов, в которых учащиеся на третьей ступени общего среднего образования наряду с общешкольными предметами изучали факультативные курсы по педагогике и психологии. Выпускники педклассов имели возможность поступать в белорусские педагогические вузы на льготных условиях. В 1992 году в Минске была открыта педагогическая гимназия, девизом которой был «Найти и вырастить учителя в школе!». Гимназисты с V по XI класс изучали систему факультативных занятий по педагогике и психологии под общим названием «Познай себя, воспитай себя», участвовали в различных видах педагогической практики: были помощниками воспитателей в детских садах, помощниками учителей в начальных классах, участвовали в различных социально значимых делах. В результате, около трети выпускников гимназии ежегодно делали осознанный выбор в пользу профессии педагога, отличались высокой мотивированностью и интересом к педагогической деятельности.
Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне. Так, в 2014 году Президент Республики Беларусь поддержал предложение вернуть профильное обучение. А БГПУ имени М.Танка выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. Таким образом, с 2015/2016 учебного года первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси.
Каково же содержание деятельности профильных классов педагогической направленности?
Во-первых, это изучение учащимися X-XI классов учебных предметов на повышенном уровне (как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем).
Во-вторых, освоение курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» (всего 140 ч). Учащиеся на протяжении двух лет посещают факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». В рамках факультативных занятий для учащихся создаются благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности. Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Миссия педагогов, ведущих факультативные занятия, вызвать интерес старшеклассников к педагогической профессии и укрепить их в решении стать педагогом.
В-третьих, педагогические пробы являются важной и неотъемлемой частью содержания деятельности профильных классов педагогической направленности. Это посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.
В-четвертых, обучение в профильном классе педагогической направленности предполагает создание портфолио «Я – педагог». Оно выступает в качестве инструмента оценки достижений учащихся профильных классов педагогической направленности. В портфолио учащиеся фиксируют результаты своей учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты, рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников и т.д. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. В этом случае портфолио становится для учащегося формой фиксации собственных удач и достижений.
Состоять портфолио должно из четырех разделов:
- «Мой портрет», где содержатся сведения об учащемся, которые он может представить любым способом.
- «Личные достижения», где размещаются индивидуальные достижения учащегося (образовательные, творческие, спортивные).
- «Портфолио работ» включает в себя собрание исследовательских, проектных, творческих работ учащегося, результаты педагогических проб.
- «Рефлексивный раздел» содержит рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, родителей, результаты рефлексии и самооценки учащегося.
Какие же преимущества имеют учащиеся профильных классов педагогической направленности после окончания школы?
Право поступления на педагогические специальности без вступительных испытаний предоставляется выпускникам, получившим отметки не ниже «8» баллов по профильным предметам. По всем остальным предметам отметки должны быть не ниже «7» баллов. К тому же необходимо будет представить приемной комиссии развернутую рекомендацию из школы, где будет отражено, работал ли абитуриент вожатым, участвовал ли в волонтерском движении, был ли помощником классных руководителей в младших классах, участвовал ли в организации различных школьных мероприятий и прочие подробности, характеризующие будущего педагога. Также необходимо будет пройти собеседование и представить портфолио.
Собеседование проводится с целью выявления личностных, деловых качеств абитуриента, его способностей к обучению на педагогической специальности.
Задания для проведения собеседования составляются приемной комиссией вуза в соответствии с учебной программой факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».
ИНФОРМАЦИЯ о педагогических классах (материалы ГУДОВ ВОИРО)

План мероприятий по работе с учащимися классов педагогической направленности на 2025/2026 учебный год
Цели:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выявление склонностей и возможностей учащихся для получения той или иной педагогической специальности;
- выработка у учащихся сознательного отношения к будущей дальнейшей профессиональной деятельности;
- формирование активной жизненной позиции, гражданской самосознательности;
- повышение профессиональной компетентности учителей по педагогической профилизации образовательного процесса.
| № п/п | Содержание работы | Срок исполнения | Ответственные |
| 1. | Родительское собрание в 10 классе «Особенности организации образовательного процесса в 10 профильном (педагогическом) классе» | сентябрь, 2025 г. | Руководство |
| 2. | Организация и проведение классных часов по профориентации с учащимися 10-11-х классов «Моя профессия в будущем» | в течение года | Классные руководители 10-11-х классов |
| 3. | Работа факультатива в профильных 10-11-х (педагогических) классах «Введение в педагогическую специальность» | в течение года | Классные руководители 10 класса (Кошкарева С.В.), 11 класса (Приставко Т.Д.) |
| 4. | Допрофильная педагогическая подготовка. Проведение анкетирования учащихся 9-х класса «Престиж профессии учителя: взгляд учащегося» | январь, 2026 г. | Классные руководители 9-х классов |
| 5. | Проведение анкетирования учащихся 10-11-х классов «Современный педагог глазами учащегося» | Январь, 2026 г. | Классные руководители 10 класса (Кошкарева С.В.), 11 класса (Приставко Т.Д.) |
| 6. | Психолого-педагогическое сопровождение профильных 10-11-х (педагогических) классов | в течение года | Педагог-психолог Кузнецова В.Р. |
| 7. | Экскурсия учащихся 10-11-х классов в ВГУ имени П.М.Машерова (ознакомление со специальностями, порядком приема) | в течение года | Классные руководители 10 класса (Кошкарева С.В.), 11 класса (Приставко Т.Д.) |
| 8. | Семинар-тренинг с учащимися 10-11-х классов «Формирование лидерских качеств» | декабрь 2025 г. | Педагог-психолог Кузнецова В.Р. |
| 9. | Организация посещения учебных занятий учащимися педклассов | в течение года | Заместитель директора по УР, Клемят О.А. |
| 10. | День дублера | 03.10.2025 г. 06.03.2025 г. | Заместитель директора по учебной работе Клемят О.А., классные руководители 10 класса (Кошкарева С.В.), 11 класса (Приставко Т.Д.) |
| 11. | «Сердце отдаю детям» (посещение ГУО «Детский дом города Витебска» | декабрь | Заместитель директора по учебной работе Клемят О.А., классные руководители 10 класса (Кошкарева С.В.), 11 класса (Приставко Т.Д.) |
| 12. | Пресс-конференция с выпускниками школы, избравшими педагогическую профессию | февраль, 2026 г. | Руководство |
| 13. | Участие учащихся профильных 10-11-х (педагогических) классов в конкурсах, олимпиадах, проектах | в течение года | Классные руководители 10 класса (Кошкарева С.В.), 11 класса (Приставко Т.Д.) |
| 14. | Представление портфолио учащихся профильного 11 (педагогического) класса | апрель, 2026 г. | Классный руководитель 11 класса (Приставко Т.Д.) |
| 15. | Обсуждение итогов работы по сотрудничеству школы и ВГУ имени П.М.Машерова за 2025/2026 учебный год | май, 2026 г. | Руководство |