УТВЕРЖДАЮ
Директор
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 4 г. Витебска»
С.А.Окускова
«___» _____________ 2025
ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 4 г. Витебска»
1. Настоящий школьный стандарт разработан на основании Кодекса Республики Беларусь Об образовании, положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322 (с изменениями и дополнениями от 02.05.2024 № 57, от 15.04.2025 № 72).
2. Функционирование государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Витебска» (далее – учреждение) обеспечивается в соответствии с законодательством.
3. Учреждение самостоятельное в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, иной деятельности в пределах, установленных актами законодательства и его уставом. Локальные правовые акты учреждения не противоречат актам законодательства.
4. Учреждение (в зависимости от вида, места расположения и в соответствии с актами законодательства):
4.1. реализовывает образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования и образовательную программу среднего образования;
4.2. имеет право:
- осуществлять деятельность, приносящую доходы;
- участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;
- размещать в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте сведения о персональном составе педагогических работников (должность служащего, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое есть), уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, а также при согласии указанных лиц и иные сведения о них);
- осуществлять проверку подлинности документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения среднего образования;
- входить в состав ассоциаций (союзов) и других объединений некоммерческих организаций;
- осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.
5. Учреждение обеспечивает:
- качество образования;
- подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
- создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
- разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;
- создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения в здании и на его территории (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);
- моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения;
- меры социальной защиты учащихся;
- создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;
- участие в формировании контрольных цифр приема;
- ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами учреждения, содержащими права и обязанности обучающихся, а также по их запросу – с учебно-программной документацией;
- разработку с участием органа самоуправления, в который входят законные представители несовершеннолетних учащихся, порядка получения законными представителями несовершеннолетних учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся;
- содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.
6. В учреждении не допускается создание и деятельность политических партий, а также создание, анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
7. Использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, не допускается.
8. При реализации экспериментального и инновационного проекта обеспечивается соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, представление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.
9. В учреждении созданы условия для организации образовательного процесса:
- учебно-методическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническая база.
10. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждении предусматривают:
- укомплектованность педагогическими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;
- наличие должностных (рабочих) инструкций педагогических, руководящих и иных работников;
- обеспечение повышения квалификации педагогических работников;
- проведение аттестации педагогических работников.
11. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования обеспечивают:
11.1. освоение содержания образовательных программ общего среднего образования;
11.2. создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, иные виды социально значимой деятельности;
11.3. эффективное использование в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий;
11.4. внедрение электронных сервисов, используемых:
- педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;
- учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса.
12. Учреждение имеет:
- помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса;
- помещения для занятий физической культурой и спортом;
- помещение медицинского назначения;
- помещения для организации питания обучающихся, педагогических и иных работников учреждения, оборудованные в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
- другое имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
13. В Учреждении выполняются требования актов законодательства:
- санитарно-гигиенического обеспечения;
- пожарной безопасности;
- организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения учреждения;
- организации безопасной эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;
- установленного срока и необходимого объема текущего и капитального ремонта.
14. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждения.
15. педагогические работники учреждения в соответствии с актами законодательства имеют право на:
- защиту профессиональной чести и достоинства;
- обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
- обеспечение условий для охраны жизни и здоровья во время образовательного и воспитательного процессов;
- творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;
- доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов;
- участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
- участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности;
- участие в управлении учреждением;
- повышение квалификации;
- моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
- объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
- ежемесячное возмещение затрат на приобретение учебной и методической литературы.
16. Педагогические работники учреждения обязаны:
- участвовать в реализации государственной политики в сфере образования;
- организовывать работу на основе безусловного взаимного уважения учащихся, их законных представителей, коллег;
- добросовестно и качественно выполнять профессиональные обязанности, постоянно совершенствовать свой профессионализм;
- формировать у учащихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;
- быть честными, искренними, справедливыми и открытыми для общения;
- проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях;
- в рамках законодательства хранить тайну лично доверенной информации;
- содействовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе;
- соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;
- соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;
- внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.
17. Педагогические работники учреждения не имеют права оказывать платные консультационные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным экзаменам (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
18. Педагогическим работникам учреждения запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
19. Учащиеся учреждения имеют право на:
- получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
- создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей;
- получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом Республики Беларусь Об образовании и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;
- уважение своего человеческого достоинства, защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
- охрану жизни и здоровья во время образовательного и воспитательного процессов;
- пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
- бесплатное пользование библиотекой, учебной и физкультурно-спортивной базой учреждения;
- участие в управлении учреждением;
- отдых на переменах, оздоровление во время каникул;
- создание благоприятных условий для самообразования;
- объективную оценку результатов учебной деятельности;
- сохранение места в учреждении в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
- изучение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в соответствии с группой здоровья;
- посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
- выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения количества часов факультативных занятий и с учетом максимального допустимого объема учебной нагрузки на одного учащегося в неделю, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
- изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения;
- освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
- получение питания в порядке, определенном законодательством;
- участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, других мероприятиях; поощрение к успехам в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
- получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
- участие в молодежных и других общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
- участие в органах ученического самоуправления в учреждении;
- защиту от любых противоправных посягательств.
20. Учащиеся учреждения обязаны:
- проявлять вежливость и доброжелательность в общении с учителями, другими участниками образовательного процесса, быть честными и искренними;
- активно участвовать в общественной жизни учреждения;
- добросовестно учиться, стремиться к качественному овладению знаниями, умениями, навыками, самовоспитанию, развитию своих способностей;
- добросовестно и ответственно относится к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
- уважительно относиться к членам своей семьи, учителям, учащимся и другим участникам образовательного процесса;
- соблюдать требования учителей и родителей по использованию устройств связи и видеозаписи, интернет-связи, соблюдать правила поведения в интернет-пространстве;
- поддерживать порядок на своем рабочем месте;
- заботиться о своем здоровье и здоровье других участников образовательного процесса, уважительно относиться к их национальным и религиозным чувствам;
- бережно относиться к имуществу учреждения, поддерживать чистоту и порядок в учреждении и на его территории.
21. Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения имеют право на:
- ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, а также с учебно-программной документацией;
- получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся в порядке, определяемом руководителем учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся.
22. Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения обязаны:
- обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся;
- создавать условия, необходимые для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации личности ребенка;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
- обеспечивать соблюдение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;
- избегать конфликтов во взаимоотношениях с учителями, другими законными представителями, проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность;
- поддерживать с участниками образовательного процесса конструктивные и доверительные отношения, взаимодействовать с учителями по вопросам воспитания и обучения детей;
- содействовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и родительском сообществе;
- придерживаться этических принципов и правил поведения, в том числе в интернет-пространстве, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса;
- внешним видом, поведением, культурой общения быть положительным примером для своего ребенка.
23. Меры дисциплинарной ответственности, условия и порядок их применения в отношении обучающихся учреждения определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании.