Школьный стандарт государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Витебска»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 4 г. Витебска»

                С.А.Окускова

«___» _____________ 2025

ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 4 г. Витебска»

1. Настоящий школьный стандарт разработан на основании Кодекса Республики Беларусь Об образовании, положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322 (с изменениями и дополнениями от 02.05.2024 № 57, от 15.04.2025 № 72).

2. Функционирование государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Витебска» (далее – учреждение) обеспечивается в соответствии с законодательством.

3. Учреждение самостоятельное в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, иной деятельности в пределах, установленных актами законодательства и его уставом. Локальные правовые акты учреждения не противоречат актам законодательства.

4. Учреждение (в зависимости от вида, места расположения и в соответствии с актами законодательства):

4.1. реализовывает образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования и образовательную программу среднего образования;

4.2. имеет право:

  • осуществлять деятельность, приносящую доходы;
  • участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;
  • размещать в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте сведения о персональном составе педагогических работников (должность служащего, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое есть), уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, а также при согласии указанных лиц и иные сведения о них);
  • осуществлять проверку подлинности документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения среднего образования;
  • входить в состав ассоциаций (союзов) и других объединений некоммерческих организаций;
  • осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

5. Учреждение обеспечивает:

  • качество образования;
  • подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
  • создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
  • разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;
  • создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения в здании и на его территории (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);
  • моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения;
  • меры социальной защиты учащихся;
  • создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;
  • участие в формировании контрольных цифр приема;
  • ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами учреждения, содержащими права и обязанности обучающихся, а также по их запросу – с учебно-программной документацией;
  • разработку с участием органа самоуправления, в который входят законные представители несовершеннолетних учащихся, порядка получения законными представителями несовершеннолетних учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся;
  • содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

6. В учреждении не допускается создание и деятельность политических партий, а также создание, анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

7. Использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, не допускается.

8. При реализации экспериментального и инновационного проекта обеспечивается соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, представление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.

9. В учреждении созданы условия для организации образовательного процесса:

  • учебно-методическое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническая база.

10. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждении предусматривают:

  • укомплектованность педагогическими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;
  • наличие должностных (рабочих) инструкций педагогических, руководящих и иных работников;
  • обеспечение повышения квалификации педагогических работников;
  • проведение аттестации педагогических работников.

11. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования обеспечивают:

11.1. освоение содержания образовательных программ общего среднего образования;

11.2. создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, иные виды социально значимой деятельности;

11.3. эффективное использование в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий;

11.4. внедрение электронных сервисов, используемых:

  • педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;
  • учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса.

12. Учреждение имеет:

  • помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса;
  • помещения для занятий физической культурой и спортом;
  • помещение медицинского назначения;
  • помещения для организации питания обучающихся, педагогических и иных работников учреждения, оборудованные в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
  • другое имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

13. В Учреждении выполняются требования актов законодательства:

  • санитарно-гигиенического обеспечения;
  • пожарной безопасности;
  • организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения учреждения;
  • организации безопасной эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;
  • установленного срока и необходимого объема текущего и капитального ремонта.

14. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждения.

15. педагогические работники учреждения в соответствии с актами законодательства имеют право на:

  • защиту профессиональной чести и достоинства;
  • обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
  • обеспечение условий для охраны жизни и здоровья во время образовательного и воспитательного процессов;
  • творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;
  • доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов;
  • участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
  • участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности;
  • участие в управлении учреждением;
  • повышение квалификации;
  • моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
  • объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
  • ежемесячное возмещение затрат на приобретение учебной и методической литературы.

16. Педагогические работники учреждения обязаны:

  • участвовать в реализации государственной политики в сфере образования;
  • организовывать работу на основе безусловного взаимного уважения учащихся, их законных представителей, коллег;
  • добросовестно и качественно выполнять профессиональные обязанности, постоянно совершенствовать свой профессионализм;
  • формировать у учащихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;
  • быть честными, искренними, справедливыми и открытыми для общения;
  • проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях;
  • в рамках законодательства хранить тайну лично доверенной информации;
  • содействовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе;
  • соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;
  • соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;
  • внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

17. Педагогические работники учреждения не имеют права оказывать платные консультационные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным экзаменам (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

18. Педагогическим работникам учреждения запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.

19. Учащиеся учреждения имеют право на:

  • получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
  • создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей;
  • получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом Республики Беларусь Об образовании и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г.      № 149;
  • уважение своего человеческого достоинства, защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
  • охрану жизни и здоровья во время образовательного и воспитательного процессов;
  • пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
  • бесплатное пользование библиотекой, учебной и физкультурно-спортивной базой учреждения;
  • участие в управлении учреждением;
  • отдых на переменах, оздоровление во время каникул;
  • создание благоприятных условий для самообразования;
  • объективную оценку результатов учебной деятельности;
  • сохранение места в учреждении в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
  • изучение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в соответствии с группой здоровья;
  • посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
  • выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения количества часов факультативных занятий и с учетом максимального допустимого объема учебной нагрузки на одного учащегося в неделю, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
  • изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения;
  • освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
  • получение питания в порядке, определенном законодательством;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, других мероприятиях; поощрение к успехам в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
  • получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
  • участие в молодежных и других общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
  • участие в органах ученического самоуправления в учреждении;
  • защиту от любых противоправных посягательств.

20. Учащиеся учреждения обязаны:

  • проявлять вежливость и доброжелательность в общении с учителями, другими участниками образовательного процесса, быть честными и искренними;
  • активно участвовать в общественной жизни учреждения;
  • добросовестно учиться, стремиться к качественному овладению знаниями, умениями, навыками, самовоспитанию, развитию своих способностей;
  • добросовестно и ответственно относится к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
  • уважительно относиться к членам своей семьи, учителям, учащимся и другим участникам образовательного процесса;
  • соблюдать требования учителей и родителей по использованию устройств связи и видеозаписи, интернет-связи, соблюдать правила поведения в интернет-пространстве;
  • поддерживать порядок на своем рабочем месте;
  • заботиться о своем здоровье и здоровье других участников образовательного процесса, уважительно относиться к их национальным и религиозным чувствам;
  • бережно относиться к имуществу учреждения, поддерживать чистоту и порядок в учреждении и на его территории.

21. Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения имеют право на:

  • ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, а также с учебно-программной документацией;
  • получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся в порядке, определяемом руководителем учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся.

22. Законные представители несовершеннолетних учащихся учреждения обязаны:

  • обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся;
  • создавать условия, необходимые для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации личности ребенка;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • обеспечивать соблюдение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;
  • избегать конфликтов во взаимоотношениях с учителями, другими законными представителями, проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность;
  • поддерживать с участниками образовательного процесса конструктивные и доверительные отношения, взаимодействовать с учителями по вопросам воспитания и обучения детей;
  • содействовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и родительском сообществе;
  • придерживаться этических принципов и правил поведения, в том числе в интернет-пространстве, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса;
  • внешним видом, поведением, культурой общения быть положительным примером для своего ребенка.

23. Меры дисциплинарной ответственности, условия и порядок их применения в отношении обучающихся учреждения определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Просмотреть страницу