Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?

08.01.2025

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы.

Поэтому родителям следует научить своих детей действовать в сложной ситуации!

После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью.

В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.

Пока ребёнок не подрастёт горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т. п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.

Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.

Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».

Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.

После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.

Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

ПОМНИТЕ!

  1. Чаще беседуйте с детьми о мерах пожарной безопасности.
  2. Не давайте детям играть спичками.
  3. Учите детей правильному пользованию бытовыми электроприборами.
  4. Не разрешайте детям самостоятельно включать освещение новогодней ёлки и другие электроприборы.
  5. Знайте, что хлопушки, свечи, бенгальские огни могут стать причиной пожара и травм.
  6. Будьте осторожны при пользовании даже разрешённых и проверенных пиротехнических игрушек.

Если всё же случилась с вами или с вашими близкими произошел несчастный случай необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону «101» или «112»

«ТОП «НЕЛЬЗЯ»: ПРИ ПОЖАРЕ

Пожар – критическая ситуация, требующая максимума собранности и четкости действий. Во время огненной ЧС важно и соблюдать правила безопасного поведения, и иметь верную психологическую установку, действовать адекватно условиям и не совершать ошибок. Какие «нельзя» помогут свести к минимуму риски усугубления огненных обстоятельств?

– НЕЛЬЗЯ поддаваться панике и позволять паниковать другим;

– НЕЛЬЗЯ переоценивать собственные силы и «бороться с большим огнем»: не подвергайте себя опасности, вызывайте спасателей по номеру 101 или 112;

– НЕЛЬЗЯ прятаться от огня в горящем помещении, под кроватью или в шкафу;

– НЕЛЬЗЯ оставлять без помощи детей и пожилых людей, которые физически не способны на самоспасение;

– НЕЛЬЗЯ разбивать стекла в горящих помещениях: это приведет к увеличению температуры и площади пожара;

– НЕЛЬЗЯ оставлять открытыми окна в горящих помещениях: уменьшение доступа кислорода значительно «сдержит» масштабы пожара;

– НЕЛЬЗЯ тушить «масляный» пожар водой: вода осядет на дно, быстро нагреется и начнет испаряться, вызвав разбрызгивание горящего масла во все стороны;

– НЕЛЬЗЯ тушить электроприборы водой: накройте горящий прибор плотной тканью или засыпьте пламя песком, землей, стиральным порошком;

– НЕЛЬЗЯ приближаться к горящим газовым плитам и канистрам с горючей жидкостью;

– НЕЛЬЗЯ самостоятельно тушить газовые баллоны;

– НЕЛЬЗЯ входить в объятые пламенем или задымленные помещения (даже за вещами!): собирать документы и ценности можно лишь при пожаре на ранней стадии;

– НЕЛЬЗЯ в задымленном помещении идти в полный рост: пригнитесь, опуститесь на четвереньки (опасные продукты горения концентрируются на высоте человеческого роста и выше);

– НЕЛЬЗЯ дышать дымом и продуктами горения: закрывайте рот тканью, при возможности – мокрой. Если нет ткани, дышите хотя бы через рукав, и помните: ткань защищает только от дыма, а не от вредных продуктов горения;

– НЕЛЬЗЯ выбегать на лестничную клетку, если она окутана черным дымом: продукты горения оседают в организме очень быстро;

– НЕЛЬЗЯ открывать дверь в квартиру, если очаг возгорания находится за ее пределами (но впускать в квартиру людей, ищущих у вас спасение, обязательно нужно!);

– НЕЛЬЗЯ выходить из помещения, если металлическая ручка или поверхность двери горячие: значит, рядом – огонь.