Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
08.01.2025
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы.
Поэтому родителям следует научить своих детей действовать в сложной ситуации!
После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т. п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».
ПОМНИТЕ!
- Чаще беседуйте с детьми о мерах пожарной безопасности.
- Не давайте детям играть спичками.
- Учите детей правильному пользованию бытовыми электроприборами.
- Не разрешайте детям самостоятельно включать освещение новогодней ёлки и другие электроприборы.
- Знайте, что хлопушки, свечи, бенгальские огни могут стать причиной пожара и травм.
- Будьте осторожны при пользовании даже разрешённых и проверенных пиротехнических игрушек.
Если всё же случилась с вами или с вашими близкими произошел несчастный случай необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону «101» или «112»
«ТОП «НЕЛЬЗЯ»: ПРИ ПОЖАРЕ
Пожар – критическая ситуация, требующая максимума собранности и четкости действий. Во время огненной ЧС важно и соблюдать правила безопасного поведения, и иметь верную психологическую установку, действовать адекватно условиям и не совершать ошибок. Какие «нельзя» помогут свести к минимуму риски усугубления огненных обстоятельств?
– НЕЛЬЗЯ поддаваться панике и позволять паниковать другим;
– НЕЛЬЗЯ переоценивать собственные силы и «бороться с большим огнем»: не подвергайте себя опасности, вызывайте спасателей по номеру 101 или 112;
– НЕЛЬЗЯ прятаться от огня в горящем помещении, под кроватью или в шкафу;
– НЕЛЬЗЯ оставлять без помощи детей и пожилых людей, которые физически не способны на самоспасение;
– НЕЛЬЗЯ разбивать стекла в горящих помещениях: это приведет к увеличению температуры и площади пожара;
– НЕЛЬЗЯ оставлять открытыми окна в горящих помещениях: уменьшение доступа кислорода значительно «сдержит» масштабы пожара;
– НЕЛЬЗЯ тушить «масляный» пожар водой: вода осядет на дно, быстро нагреется и начнет испаряться, вызвав разбрызгивание горящего масла во все стороны;
– НЕЛЬЗЯ тушить электроприборы водой: накройте горящий прибор плотной тканью или засыпьте пламя песком, землей, стиральным порошком;
– НЕЛЬЗЯ приближаться к горящим газовым плитам и канистрам с горючей жидкостью;
– НЕЛЬЗЯ самостоятельно тушить газовые баллоны;
– НЕЛЬЗЯ входить в объятые пламенем или задымленные помещения (даже за вещами!): собирать документы и ценности можно лишь при пожаре на ранней стадии;
– НЕЛЬЗЯ в задымленном помещении идти в полный рост: пригнитесь, опуститесь на четвереньки (опасные продукты горения концентрируются на высоте человеческого роста и выше);
– НЕЛЬЗЯ дышать дымом и продуктами горения: закрывайте рот тканью, при возможности – мокрой. Если нет ткани, дышите хотя бы через рукав, и помните: ткань защищает только от дыма, а не от вредных продуктов горения;
– НЕЛЬЗЯ выбегать на лестничную клетку, если она окутана черным дымом: продукты горения оседают в организме очень быстро;
– НЕЛЬЗЯ открывать дверь в квартиру, если очаг возгорания находится за ее пределами (но впускать в квартиру людей, ищущих у вас спасение, обязательно нужно!);
– НЕЛЬЗЯ выходить из помещения, если металлическая ручка или поверхность двери горячие: значит, рядом – огонь.

